В последнее время в Ташкенте участились инциденты с лифтами. Так, чуть больше месяца назад в 16-этажной новостройке рухнул лифт, в результате чего 5 человек переломали ноги. Теперь произошла история, сопоставимая с голливудским фильмом ужасов о жестокости судьбы «Пункт назначения».
24 июля тридцатидвухлетняя женщина-почтальон не вернулась домой после разноса писем. Её тело нашли спустя 4 дня (!) в лифте одной из новостроек, который застрял на самом последнем этаже. Это могло случится из-за постоянных отключений электричества, которые происходят в Ташкенте. Так как дом не полностью населён жильцами, на неисправность лифта никто не отреагировал, и женщина осталась внутри. Мобильная же связь во многих лифтах обрывается. Можно только догадываться, что пережила эта женщина перед своей смертью.
Причина данной трагедии проста. Общество частного бизнеса, где высшей целью является погоня за прибылью (выражаясь научно, капиталистическое общество), понуждает экономить на всём, в том числе на таком серьёзном моменте, как надёжность лифтов в многоэтажных домах. И это не зависит ни от страны, ни от нации, ни от языка. Достаточно вспомнить как во время недавнего землетрясения в Турции дома складывались как карточные домики, что было вызвано той же самой экономией во время строительства.
Точно так же погоня за частной прибылью не приводит к развитию энергетической инфраструктуры. Ведь зачем вкладывать деньги туда, что не даст «выхлопа»? А что потом тебе самому не будет хватать света, так после нас хоть потоп. Это в системе, где подрядными организациями, заводами и прочими средствами производства владеет общество посредством государства (покороче, в социализме) прибыль не выводится из страны в офшоры на личные счета успешных предпринимателей, а возвращается назад в общество, за счёт чего и можно развивать энергетику, экологию, образование и прочие не столь рентабельные сферы.
Для узбекистанцев это не новость. Немедленно после шокирующей новости о смерти в лифте канал «Tashkent Land» подчеркнул, что в СССР (социалистическом государстве) такого бы не случилось, потому что в каждом районе, на каждом квартале и на каждом массиве функционировала сеть диспетчерских, которую ликвидировали в 90-е годы.
Местный блогер Никита Макаренко, известный нелюбовью к нашему прошлому и возмущением, почему 9 мая ташкентцы чествовали верховного главнокомандующего в годы войны, немедленно назвал авторов публикации выше пророссийскими коллаборационистами в Ташкенте.
Видимо блогеру невдомёк, что Россия и СССР — это разные вещи как географически, так и, что более важно, экономически. Современная РФ, как и Украина, и Узбекистан — это такое же государство принципа «любая бизнес хороша», где… точно так же случаются аварии с лифтами в жилых домах. Да и называть людей, указывающих на плюсы социалистического строя, пророссийскими, натягивая ситуацию на текущую войну на Украине, где что одна сторона сносит всё советское, что вторая обвиняет советское прошлое и называет первую его наследницей, может либо недалёкий от ума человек, либо зарабатывающий на пропаганде делец, либо Никита Макаренко.
Получив несколько сотен дизлайков, через пять минут наш блогер стандартно вбросил «пожалейку» (слезливую публикацию) с рассуждениями, как и кто объяснит 6-летнему ребёнку погибшей в лифте женщины, что мама не вернётся, а также с переводом стрелок с объективных причин трагедии на одного хокима Ташкента и то, что он не будет нести гроб с телом мамы.
И на пойманном хайпе последовала реклама об архитектурном конкурсе…
В общем, читатели, не ведёмся на подобных «уравнителей» неуравнимого и будем видеть, что за отдельными словами, личностями или блогерами главным моментом является, кто владеет средствами производства — общество или отдельные люди. Ну и лифтами в Ташкенте тоже лучше пореже пользоваться.
[…] В среднесрочном периоде эта стратегия даёт плоды, и подобную картину мы наблюдаем во многих постсоветских республиках. В узбекоязычном сегменте достаточно вспомнить одиозного депутата Алишера Кадырова, для которого флаг СССР на 9 мая — это флаг оккупационного государства, обагренного кровью узбекской интеллигенции. Среди русскоязычной аудитории первенство держит Никита Макаренко, для которого все те, кто отмечает отсутствие смертей в лифтах при СССР благодаря эффективной работе диспетчеров, автоматически становятся пророссийскими коллаборационистами. […]