Спрашиваете себя в чём же причина, по которой я должен или должна стоять в пробках каждое утро и вечер?
Попытаемся вместе ответить на этот вопрос!
Пять лет назад была опубликована небольшая статья про ситуацию с пробками и общественным транспортом в Ташкенте. Ситуация с того времени только ухудшилась, не так давно на сайте новостного канала Podrobno.zu вышла статья под заголовком “Теперь, похоже, так будет всегда. Сегодня практически весь Ташкент встал в гигантских пробках“.
Автор статьи винит в сложившейся ситуации бывших градоначальников столицы. Так же причинами транспортного коллапса указываются:
– Продолжающаяся стагнация транспортной инфраструктуры
– Несогласованность работы городских служб. (Где то)…копают ямы, на дублирующей дороге, кладут асфальт…
– “водители 80 уровня”, которые своими ведрами с болтами заставляют обочины дорог и остановки
Решить проблему должна жесткая работа УБДД, разработка программы транспортной доступности и запрет на строительство жилья.
Справедливости ради, мало кто задаётся вопросом о причинах возникновения огромных пробок на дорогах городов, а даже если и пытается разобраться, то почему-то не замечает истинных причин.
Вот, например, виноваты градоначальники, незаконно выделявшие землю под строительство, не учитывая при этом проходящий рядом транспортный поток. Человеческий фактор и личность конечно играет роль в устройстве города, но помимо главы города есть еще Министерство транспорта, Министерство строительства, вышеупомянутое Управление безопасностью дорожного движения. Один человек не сможет даже за продолжительный срок на высоком посту утопить город в пробках.
Так же странно в принципе обвинять городские службы в рытье дорог, неправильно припаркованных рядах автомобилей и не задаться вопросом: откуда в городе вообще взялось столько машин способных заполонить все центральные улицы в часы пик?
Всё просто: при существующей рыночной экономике одним надо как можно больше производить, другим больше продавать, третьим выдавать больше кредитов. В данном случае всё это связано с автомобилями. Чем больше – тем лучше! Надо развивать культ потребления, где каждый уважающий себя человек просто обязан обзавестись авто, даже если в нём нет необходимости.
Так можно и понять откуда столько личных легковых автомобилей в столице. При отсутствии работы и перспектив в районах Узбекистана, всё больше людей переезжают в столицу в поисках лучшей жизни. Власти, дабы поддержать сферу строительного и банковского бизнеса и стимулировать продажу жилья в новостройках в ипотеку, поощряют внутреннюю миграцию граждан отменяя институт прописки.
Если одни заняты автомобильным бизнесом, то другие хотят натянуть сову на глобус, точнее получать прибыль в сфере городского общественного транспорта. Система общественного транспорта сама по себе убыточна и субсидируется из государственного бюджета, так как её функционирование жизненно важно для нормальной работы города в целом. Проще говоря от того доберутся ли рабочие на работу зависит функционирование многих предприятий. Не все могут ездить на такси, да и тогда точно весь город встанет в одну нескончаемую пробку!
Пытаясь получить прибыль, автобусные парки экономят на всём, будь то ремонт подвижного состава или специализированные мойки. Проходят ли сотрудники курсы повышения квалификации или просто тесты на проф. – пригодность спрашивать бесполезно. Да, в 2023 году власти закупили большую партию автобусов для Ташкента и Самарканда, но что толку от большего количества автобусов при тех же пробках вопрос туманный.
Ах да, всё же остаётся пара причин, которые мы не разобрали, вроде отсутствия парковочных мест или поведения водителей. С таким количеством автомобилей придётся половину города превращать в одну большую парковку. А уровень культуры водителей напрямую зависит от общества и тех условий, в которых оно существует, об этом далее.
И так мы видим, что причин транспортного коллапса, прямых и косвенных много. Не всегда они лежат на поверхности, не все они очевидны. Их объединяет одно, все они работают по рыночным правилам, где царствует хаос и анархия. Каждый преследует единственную цель, увеличить своё личное благосостояние, очень часто во вред остальным. У всех свои планы и пути достижения целей, никто не считается и тем более не планирует общих и совместных действий за редкими исключениями.
Глупо в таких условиях сетовать на разработку какой то программы или генплана города от людей в государственных и частных кабинетах, заняты они совсем другими делами. Для решения такого рода проблем необходим комплекс мер и коллосальный труд. Когда речь идёт о генплане города, стоит вспомнить опыт прошлых лет, развитием города тогда занимался целый ГОСПлан состоящий из сотен институтов и министерств. Расчитывалось всё до мелочей, особое внимание уделялось общественному транспорту и в частности экологически чистому, например трамваю и троллейбусу (не чета нынешним электробусам).
К сожалению в нынешнее время приоритет отдаётся личным интересам, личному обогащению. Все меры и усилия по улучшению системы – это словно попытка закрасить новой краской разваливающийся дом, не дадут положительного результата, пока частное преобладает над общественным!